Полезные ссылки:
 
   
 
   
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
 
Обратная связь:
   

 

 
Лучше хобби не найти...
       

Историческая справка

 
       
СКЛАДНИ (Гнутова С.В., Зотова Е.Я. Кресты. Иконы. Складни)
 
 

«Складни, створки, складная икона, писаная на досках, либо медная, серебряная, литая. Складни тельные, носимые с крестом на ... цепочке, на шее, они же наперсные; складни ставные... большие, ставимые в передний, святой красный кут (угол)». Такое определение слова «складень» было дано Владимиром Далем в Толковом словаре. Основные типы складней, существовавших на Руси: нательные, нагрудные, киотные (поставные). Все они могли являться путными, то есть их брали с собой в дорогу(путь), на богомолье, в поход (некоторые многостворчатые складни так и назывались «походные»).
Сохранилось свидетельство XVII века о том, как носили складни. «У всех ратников без исключения непременно имеется на груди красивый образ в виде тройного складня, с которым он никогда не расстается, и где бы ни остановился, ставит его на видном месте и поклоняется ему. Таков их обычай, как мы это сами видели», писал архидиакон Павел Алеппский.

 
 

В XIX веке металлические складни зачастую заменяли целые иконостасы и святцы. Первые складни попали на Русь одновременно с крестами, иконами и панагиями, которые ввозились из Византии начиная с X века.
Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки, а также конструкция древнерусских меднолитых трехстворчатых складней, заимствованная у византийских. Размер створок древних складней определялся средником (центральной частью) и был равен его половине, то есть створки не заходили одна на другую, а закрывались встык.
Прообразом такого типа складней, вероятно, послужили Царские врата, закрывавшие вход в алтарь церкви. Древние складни были мелкоформатные, с подвижным оглавием и предназначались для нательного ношения.
Если сравнить количество дошедших до нас складней, от литых до конца XVII века, с количеством крестов и икон этого же периода, то складней окажется очень мало.
Этот факт можно объяснить тем, что процесс их изготовления был гораздо более трудоемким, так как створки, оглавия отливались по отдельности и крепились к среднику.

 
 

В первой половине XVIII века в связи с расцветом старообрядческой Выговской литейной мастерской появились совершенно новые типы складней, иные иконографические сюжеты, сменились и технологические приемы медного литья. Створы складней стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, и в них вставляли штыри. Благодаря этому изменилась конструкция складней: створы заходили одна на другую, что позволило увеличить их количество до четырех.
Благодаря выговским мастерам особенно широкое распространение получили три типа складней, описанные ниже.
1. Двустворчатые складни с малыми створами; основные сюжеты:
- Троица Ветхозаветная, Богоматерь Знамение;
- Деисус, Ангел-хранитель и святитель Никола Чудотворец.
2. Трехстворчатые складни разной величины; основные сюжеты:
- Деисус (три вида);
- Деисус с избранными святыми, так называемые складни-«девятки», в среднике которых Деисус, на створках - изображения святых (по три фигуры на каждой), при этом существовало два варианта иконографического извода. Наиболее популярным изводом является:
- апостол Иоанн Богослов, святитель Никола Чудотворец, московский митрополит Филипп (левая створка);
- Ангел-хранитель, святые Зосима и Савватий Соловецкие (правая створка);
- изображения избранных трех из Двунадесятых праздников;
- Двунадесятые праздники (створы большие);
- Распятие Христово, Троица Ветхозаветная, Богоматерь Знамение;
- Богоматерь Владимирская, Спас Нерукотворный, преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский (тройные малые створы).
3. Четырехстворчатые складни, так называемые «большие праздничные створы» с кокошниками (килевидное завершение каждой створы); основные сюжеты:
- изображения Двунадесятых праздников (на трех створах);
- изображения местночтимых икон Богоматери с избранными святыми (четвертая створа).
Оборотная сторона складней (крышка) украшалась резным или литым изображением Голгофского креста.
Складни отливались в огромном количестве на протяжении XVIII - начала XX века и имели хождение по всей России.
Помимо перечисленных типов складней существовали и иные, связанные с другими старообрядческими толками и литейными мастерскими. Однако от выговских образцов они резко отличаются качеством литья, некоторой примитивностью и грубоватостью не только изображений, но и самих отливок.

 
наверх
страницы
Скачать полностью с классификацией складней: