Полезные ссылки:
 
   
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
 
Обратная связь:
   

 

 
Лучше хобби не найти...
         

Историческая справка

 
         
     
деревня Старое Семенково      
    Staroe Semenkovo

ДОРОГА-ПАМЯТНИК

Из трех путей - железнодорожного, водного и сухопутного, пересекающих орехово-зуевские земли, самая интересная история у последнего, "Большого Владимирского тракта", проходящего здесь через деревни Плотава, Ожерелки, Малая Дубна, и далее за рекой Киржач на Покров во владимирские земли.

В 1392 году великий московский князь Василий Дмитриевич присоединил к Москве Нижегородское княжество. Ближнего пути на Нижний Новгород не было, а старая дорога на Владимир проходила через суздальские земли. Эта дорога из Москвы в Суздаль, а из Суздаля во Владимир называлась "Стромынка", по названию села Стромынь в Богородском уезде Московской губернии. Из Владимира в Москву ездили через Юрьев-Польской.

В записях Троицкой летописи от 1395 года сказано, что путь, по которому следовала из Владимира в Москву икона Божьей Матери, являлся "самый велицей дорозей Володимерской". С 1731 года "Владимирка" стала называться Сибирским трактом, который имел направление Москва - Владимир - Муром - Нижний Новгород и далее на Сибирь.

 
 

Владимирка начиналась в Москве у Рогожской заставы, где и сейчас стоит верстовой столб на площади Ильича. На нем надпись вверху "От Москвы 2 версты", а ниже "1783 года". Ссыльных со всех концов России Москва принимала в Бутырском тюремном замке, а уж от него арестантов отправляли пешком до Рогожской заставы, а далее по Владимирке, дороге слез, скорби и печали. Возрастающую роль дороги в жизни русского государства в 14-15 вв. закрепило создание ямской службы при Иване III (ямы - специальные станции с помещением для отдыха проезжающих, со сменой лошадей). В Москве было 6 ямских слобод, в том числе Рогожская. Дорога делилась на перегоны. От одной станции до другой ездили на перекладных. Перегоны устраивались через 30-50 верст. Из-за частой смены лошадей расстояние от Москвы до Владимира протяженностью 140 верст пассажиры преодолевали за сутки. Проезжая часть каторжного тракта выглядела следующим образом. Дорога обязательно снабжалась верстовыми столбами. По ее бокам вырывались канавы с наружными высокими валами, по которым шли конвойные. Внутри их были два малых вала с поперечными канавками для стока воды, а по середине было главное полотно. Ширина проезжей части полотна достигала 15- 25 метров , плюс 4 метра обочины.С 1919 года Владимирская дорога в пределах Москвы стала называться "Шоссе энтузиастов" в честь революционеров, направлявшихся по тракту в Сибирь. О старой дороге в окрестностях шоссе напоминают названия рабочего поселка Владимирский, улиц Первая, Вторая и Третья Владимирских, а также Измайловский лесопарк, где чудом уцелел единственный в Москве нетронутый участок Владимирки. Самое первое село по Владимирке - Ивановское - находилось в 19 верстах от Москвы. Далее дорога, утрамбованная цепями, шла на Горенки (теперь г.Балашиха, 25 км от Москвы). За Горенками, пройдя через Буньково, дорога начинала играть в прятки, почти нигде не выдавая себя, маскируясь под покровом полей, укрываясь в лесах и проселках. Такой замаскированной, из лесов она подкрадывается к землям Орехово-Зуевского района, пересекая его с запада на восток, начиная с бывшей почтовой станции Плотава.

Владимирка постепенно обстраивалась городами, промышленными местечками, селениями, почтовыми станциями. Одной из таких станций была Плотава. Круглый год, но преимущественно зимой, двигались многочисленные сани и подводы с товарами, припасами и материалами не только местного производства, но и дальних земель: Поволжья, Урала, Сибири. Сибирские и поволжские купцы привозили товары из Бухары, Китая, Индии, Персии, с Кавказа. Еще в 1552 году Иван Грозный вел по этому пути 150-тысячное войско, чтобы покорить Казанское ханство. С присоединением Казани дорога давала выход из Москвы в Заволжье, Сибирь, Среднюю Азию. В последующие годы по тракту проследовали в Сибирь участники стрелецкого бунта, опальные старообрядцы и запорожские казаки.

В музее мировой литературы им. Горького хранится документ о том, что в конце ноября - начале декабря 1830 года поэт останавливался в Плотаве на 5 дней, возвращаясь из Болдина в Москву.

В 1840 году в сопровождении жандармского конвоя везли по дороге в ссылку в Пермь выдающегося русского революционера-демократа, писателя А.И.Герцена. Вдоль Владимирки промышлял разбойник из деревни Запонорье Богородского уезда Василий Чуркин.

Несть числа могил сыновей и дочерей России, наспех вырытых вдоль этого печального кандального тракта. Следуя по Владимирке из Плотавы в Покров, не миновать Киржач.

Возвращаясь из Владимира, в деревне Килекшино в избе крестьянина Анисимова ночевал отец русской авиации Николай Егорович Жуковский. Значительной вехой на пути из Москвы на каторжной дороге был первый уездный городок Владимирской губернии Покров. Но еще до Покрова через селение Малая Дубна обыкновенной дорогой были связаны с Владимиркой фабричное местечко Никольское и торгово-купеческие села Орехово и Зуево. В Покрове издавна находилась промежуточная ямская станция, "мытная изба", где брали плату с провозимых товаров - "мыт".

После Покрова следы старого тракта снова прячутся и появляются лишь в деревне Старое Семенково. Чудом сохранился этот 300-метровый участок Владимирки между избами деревни. На этом участке разграничительная линия в середине полотна выложена более крупными булыжниками. На поляне у западной стороны селения партии ссыльнокаторжных останавливали на привал. На этом месте один из жителей деревни, вспахивая огород, нашел кандалы. За избами Старого Семенкова дорога меняет свой облик - на ней нет булыжника - мужики из соседней деревни оголили Владимирку, булыжник, как строительный материал, продали частникам. В лесу у деревни видны валы по краям "лысой" Владимирки. Они заросли соснами. Из всех сохранившихся участков старого тракта Семеновский - самый цельный и самый выразительный. Его надо сберечь, во что бы то ни стало.

В Петушках, где функционировала почтовая станция - большой ям, заканчивался еще один очередной перегон от Москвы. До Владимира оставался один перегон. У деревни Пекша Владимирка пересекает современное Нижегородское шоссе. На отшибе деревни Городок (слилась с Пекшей) недалеко от речушки стояла изба, где жил и работал художник Исаак Ильич Левитан. В мае 1892 года он приехал сюда с Софьей Павловной Кувшинниковой. В один из дней они вышли на незнакомую дорогу. Уже вечерело. Обкатанной белой полосой дорога тянулась в сумеречную даль. Левитан догадался - перед ними знаменитая Владимирка! У покосившегося деревянного придорожного голубца Левитан и Кувшинникова ненадолго присели. Сюжет картины родился мгновенно. Левитан писал картину с натуры у голубца в несколько сеансов. Нарисованная им "Владимирка" - это дорога печали, сумеречный пейзаж унылого безымянного шоссе, скрывающегося в серых далях. На дороге у Левитана нет ссыльнокаторжных и конвоя. Малые тропки вьются вокруг тракта и убегают вместе с облаками вдаль. Плетется одинокая странница. Все движется в одном направлении, в Сибирь. Этой картиной Левитан осудил все, что было связано с горестным кандальным трактом. Позднее на картине "Владимирка" Левитан заменил деревянный голубец на кирпичный. Исаак Ильич подарил картину Москве, в Третьяковской галерее она демонстрируется и поныне.

Владимирский тракт пролегал и близ старинного села Ундол, принадлежавшего с середины XVIII века отцу А.В.Суворова. Старинный тракт спит сейчас вечным сном, засыпанный глиной, песком, гравием, асфальтом, занесенный снегами и пылью времени, скрывшись где-то близ Колокши, Юрьевца и во Владимире. За Владимиром большая дорога переходила в самый большой тракт на земле - Сибирский, получивший меткие названия в народе: столбовой, великий, большой, кандальный. От Владимира Сибирский тракт следовал на Казань, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Каинск, Томск, Красноярск, Иркутск, далее шли его ответвления. Одно из них на Петропавловский порт. Почтовый дорожник 1852 года указывает расстояние от Москвы - 12687 верст с четвертью! Большой Сибирский тракт с тех пор стал мощной коммерческой дорогой. Но у Сибирки своя история. В советское время в 1933-1940 гг. проезжая часть дороги Москва-Горький была расширена до 6-7 метров. Паромные переправы через реки были заменены на деревянные мосты. Реконструкция дороги проводилась с 1954 по 1964 годы.

из книги В.Н. Алексеева, В.С. Лизунова "Моя малая Родина. Край Орехово-Зуевский. Руководство по краеведению".

 
   
 
         
наверх
страницы