|
|
|
|
Историческая справка |
|
|
|
|
|
ИКОНЫ (Гнутова С.В.,
Зотова Е.Я. Кресты. Иконы. Складни) |
|
|
Среди памятников медного художественного литья важное место занимают змеевики или так называемые наузы. В настоящее время известно более тридцати типов подобных изделий, связанных с древнерусским прикладным искусством.
Термин «змеевик» впервые был применен в литературе XIX века по отношению к нагрудным иконам, на лицевой стороне которых изображался христианский образ (например, архангел Михаил, Богоматерь, Феодор Стратилат и другие святые), а на оборотной стороне - голова (личина) в окружении змей либо змееногая фигура, а также помещался текст заговора или молитвы. Уже в XIX веке учеными были выявлены древнейшие змеевики с греческими надписями и доказано их византийское происхождение. Начиная с XI века наладилось производство этих изделий и на Руси. |
|
|
|
В медном литье встречаются определенные типы змеевиков, превращенных при переработке формы в иконки. Характерно и обратное превращение образков в змеевики. Как те, так и другие виды изделий могли существовать параллельно и даже в одной среде.
Змеевики с образами святых различались не только по своим функциям, но и по центрам создания и характерным местным иконографическим и стилистическим особенностям. Вместе с тем все змеевики-обереги символизировали победу над дьяволом и над всяким злом. Об этом свидетельствует подбор сюжетов с преобладанием среди них образов демоноборцев - архангела Михаила, Никиты-бесогона, драконоборцев Феодора Тирона и Феодора Стратилата, Георгия и других святых.
Изображение Богородицы на лицевой стороне змеевиков также закономерно, поскольку, по народным представлениям, только в ее образе не мог являться дьявол и она всегда была надежной защитницей от дьявольской силы. Таким образом особо подчеркивалось охранительное значение этих предметов. Змеевики с изображением святых воинов-мучеников служили амулетами против немощи и болезней и предназначались прежде всего «для благословения на войну", их «могли носить преимущественно воины".
|
|
|
Традиция ношения воинами на груди металлических путных икон, складней, змеевиков и крестов с изображениями на них покровителей ратного дела восходит к глубокой древности. На византийских медальонах и моливдовулах часто помещались образы святых воинов с надписью: «Господи, помоги носящему меня». На Куликовом поле были найдены меднолитые змеевики, кресты-тельники и энколпионы. Среди них есть древние, восходящие к домонгольским изделиям, что подтверждает их особое почитание. Они, вероятно, сохранялись воинами в качестве семейных реликвий и, подобно благословенным образам, передавались по наследству.
Обычно змеевики отливались по восковой модели из медного сплава в двусторонних глиняных формах. Большинство змеевиков имели изображения на лицевой и оборотной сторонах, но могли изготовляться и двустворчатыми. По всей видимости, такой тип змеевиков был предназначен для хранения мощей. Его устройство, с петлями и подвижным оглавием, напоминало конструкцию других предметов меднолитой мелкой пластики - крестов-энколпионов и икон-энколпиев.
Двустворчатые иконы-энколпии существовали на Руси в определенный короткий отрезок времени, что было связано, по-видимому, с многочисленными паломничествами в Святую землю в XII—XIV веках. По своему предназначению они имели много общего с ковчегами-мощевиками и ставротеками, которые изготавливались в основном из драгоценных металлов.
К иконе-энколпию была близка по устройству путная (дорожная) панагия (в переводе с греческого «всесвятая»)
- изделие в виде двух круглых створ, соединенных шарниром, предназначенное для хранения частиц Богородичного хлеба. Освященный во имя Богоматери на монастырской трапезе хлеб брали с собой в дорогу как спасительное средство в пути. Для этого и нужны были путные двустворчатые панагии, называвшиеся в церковных описях XVI-ХIX веков «воротными», «походными», «складными».
|
|
|
Меднолитые иконы изготовляли односторонними, двусторонними и двустворчатыми.
Наиболее распространенными были односторонние иконки. Их носили поверх одежды изображением наружу. Первоначальные отливки имели массивные подвижные оглавия, однако у последующих оглавия были фиксированными.
Сначала иконы, как и другие виды меднолитейной продукции, копировали византийские образки, попадавшие на Русь в большом количестве. На самых ранних из них изображались Распятие, Христос, Богоматерь и Никола Чудотворец. Но уже в XI—XII веках появляются образки, копирующие в уменьшенном виде местные святыни. Это было обусловлено распространением христианства на огромных территориях Древней Руси и введением общерусского почитания тех или иных святых.
Особенностью меднолитой мелкой пластики является изображение на предметах прежде всего евангельских сюжетов и крайне редко библейских. В медном литье раньше, чем в других видах мелкой пластики, появляется изображение евангельских праздников, некоторых местночтимых святых.
Иконографический состав изображений на различных меднолитых иконах свидетельствует о преимущественном почитании святых, целителей и змееборцев, жития которых были известны на Руси. Для медного литья малых форм характерны сокращенные иконографические изводы, поэтому наиболее часто на медных иконках изображали поясные и ростовые (как правило, одиночные и парные) фигуры святых. Подбор орнаментальных мотивов меднолитой пластики также был строго ограничен. Основными типами орнаментации были геометрический и растительный, обычно в виде стилизованного вьюна.
|
|
|
|
|
|
|
|
|